Вино Малага (первое название – горное вино) вырабатывается в окрестностях испанского города Малаги из сортов винограда Педро Хименес, Москатель (Мюскадель), Мальвазия, растущих на склонах холмов на юге страны в провинции Андалуссия. Рождение Малаги имеет под собой реальную основу – древние виноделы имели обыкновение выпаривать сусло на открытом огне и хранить его в амфорах, выставленных на солнце на террасах и чердаках.
На территории современной Испании изготавливать вино умели уже иберы, древний народ, пришедший на Пиренейский полуостров задолго до Рождества Христова. После того, как римляне в 201 г. до Новой эры вытеснили карфагенян, именно из Андалуссии и Таррагоны в Рим в течение нескольких столетий поставлялись высокоценимые «властителями мира» местные вина.
Вторжение вестготов парализовало экспорт вина, не затронув виноделие. Оно не пришло в упадок и после 711 года, когда Иберию захватили мавры. Более того, владычество мавров способствовало развитию культуры винограда. Кроме удивительных памятников архитектуры мавры оставили здесь заметные следы своих разумных трудов по поднятию плодородия испанских земель. В частности, в южных провинциях они создали потрясающую систему ирригации. Арабский ученый Гу-Альбавам, живший в XII веке, написал целое наставление о культуре винограда, которое пользовалось большим вниманием его современников и в Испании.
После отвоевывания полуострова у мавров, закончившегося взятием Гранады в 1492 году, распространение виноградной лозы продолжилось.
Настоящее возрождение виноградарства и виноделия началось с 1513 года, когда Алонсо Геррера, получивший титул принца агрокультуры издал свой по тогдашним меркам великий труд «Об общем сельском хозяйстве». В большой главе, посвященной культуре винограда он описал и классифицировал все испанские сорта лоз. Он рекомендовал производить весеннюю подрезку в теплых местах, а осеннюю в более прохладных, говорил об уходе за кустами, о сборе винограда, советовал в частности, спелые здоровые ягоды отделять от недозрелых и поврежденных, смешивать разные сорта винограда, размышлял о брожении и подвалах, наставлял, как следует обращаться с вином.
Его дело продолжили Валькарель, описавший лозы Валенсии, и Гарцио, которого интересовали лозы Малаги.
Но особая роль в подобных исследованиях принадлежит Симону Роксасу – его предшественники, занимаясь лозой, обращали внимание на внешний вид и форму ягод, а Роксас ввел в науку скрупулезное методическое описание – цветка, листа, лозы, исследовав таким образом 500 местных сортов. Самый знаменитый из них – Хименес. Роксас считал, что эта белая лоза происходит родом с Канар и Мадеры. Оттуда она была пересажена на берега Рейна и Мозеля, где ее заметил кардинал Педро и перевез в Малагу. Вот почему любимый в Испании сорт называют также Педро Хименес.
На юге страны местные жители издавна культивировали виноград вплоть до арабского завоевания. В арабскую эпоху продавцы вина должны были платить высокий налог. Католические правители, отвоевав город Малагу у арабов, учредили здесь Сообщество (Корпорацию) виноделов и взяли под контроль производство вина.
С тех пор началось победоносное шествие Малаги по всему миру — ее пили испанские гранды и французские мушкетеры (упоминание об этом встречается даже в знаменитых «Трех мушкетерах» А. Дюма – великолепный Атос предпочитает Малагу всем остальным винам), английские пираты (по свидетельствам историков, Ф. Дрейк и Г. Морган спрыскивали знаменитым испанским вином каждый захваченный испанский же галеон) и русские цари.
Русская императрица Екатерина II и ее окружение впервые познакомились с вином из Малаги в 1791 году, когда испанский посол сеньор Галвес преподнес его в дар по торжественному случаю. Вино настолько понравилось Екатерине II, что она повелела освободить от налогов все вина, поставляемые к ее столу сообществом виноделов Малаги.
В конце XIX-начале XX века популярность Малаги в России зародилась в кругу литературной богемы. Больших ее приверженцев – С. Есенина и К. Фофанова, например, в шутку называли «ходячей Малагой».
Малага, наряду с Марсалой, Портвейном и другими креплеными винами для длительного морского путешествия требовала соблюдение специальных условий.
Постоянный спрос в Англии на виноградные вина способствовал активному их подвозу стимулируя выработку напитков и поиск новых технологических приемов их сохранения. Англичане, таким образом, становились «виновниками» рождения новых вин и заслужили высокую, хотя и шутливую оценку В. Терингтона в «Описании вин всех стран»: «…в рай попадет больше всех англичан, так как ни в одну страну в мире не привозят столько хорошего вина, как в Англию». Примечательно, что все это происходит в век глобального противостояния Испании, Великобритании и Франции за влияние в Европе и обладание заморскими колониями – не проходило и десятилетия, чтобы одна из этих стран не объявляла войну другой, причем театр военных действий подчас распространялся за пределы Европы в Новый свет. Грохотали пушки на полях сражений, «последний довод королей» примерил венец «Бога войны», трещали под тяжелыми ядрами мачты и корпуса громадных испанских галеонов, Веселый Роджер реял над морями Мэйна, но рынок вина не только оставался стабильным, но и развивался громадными темпами. По всей видимости, противные стороны здраво рассудили, что война войной, а выпить хочется всегда.
Характерные особенности Малаги складываются как результат направленного использования экологических условий одноименной провинции, позволяющие получать виноград высокой сахаристости и выдерживать вина в определенном режиме, а также специальных технологических режимов обработки сусла и вина, придающих вину специфический малажный тон.
Быстрому распространению популярности Малаги способствовала и ее фальсификации в России. Делали ее в Одессе, Москве и Санкт-Петербурге. Фальсифицировали ее и за рубежом, даже в самой Испании. По данным В. Похлебкина, Испания до 1906 года закупала русскую водку для крепления Малаги, вывозимой из страны, в том числе и в Россию. Активно выпускали свою малагу Испания и США.
В Испании уже в 1806 году предприняли первые попытки защитить вино от подделок за счет применения специальных этикеток, а в 1900 году был издан Регламент, регулирующий вопросы производства и продажи малажных вин. Этот Регламент определил в качестве идеальной зоны для выработки Малаги холмистую окрестность одноименного города.
Поэтому в настоящее время под именем Малаги понимают не отдельную марку, а классический тип вина, как и Портвейн, Кагор, Коньяк. Он объединяет полнотелые вина с изюмными, карамельными, смолистыми с приятной горчинкой тонами. Превосходные вина этого типа могут производиться и в других странах – Туркменистане и Узбекистане, Армении и России.
Производство испанской Малаги, сократившееся после Второй мировой войны в связи с падением спроса на таком традиционном рынке, как Великобритания, а также вследствие конкуренции французских и итальянских вин, в настоящее время составляет свыше 23 тыс. гектолитров в год.