Происхождение Кагора и его история

Кагор является, пожалуй, единственным представителем группы типовых классических вин, изготовленных по заказу, который был сделан Русской Православной Церковью с целью совершения в воспоминание искупительной жертвы Иисуса Христа Таинства Евхаристии (Благодарения).

Своим именем он обязан французскому городу Кагор, расположенному недалеко от Пиренеев, в окрестностях которого выращиваются интенсивно окрашенные сорта винограда – Саперави, Каберне-Совиньон, Матраса, Бастардо, Мерло и др. Такой ответственный заказ мог быть поручен только опытным виноделам, знакомым с технологией производства красных вин. Что касается сорта и качества вина, употребляемого в богослужении, то об этом сказано в «Известии учительном» – «Для совершения Таинства Евхаристии должно употребляться вино виноградное, так как на таком именно вине совершил Таинство Сам Спаситель. Виноградное вино должно быть красное, чтобы внешним видом изображало для чувственных взоров преестественную кровь Спасителя, подаваемую в Евхаристии, тем более, что несомненно употребление Спасителем на Тайной Вечере вина именно красного, которое было в общем употреблении в Палестине. И Святая Церковь искони употребляла в Таинстве Евхаристии красное виноградное вино».

Древняя Русь, не имея своих виноградников, не установила четкого вкусового отношения к вину. Нашим предкам больше нравилось вино сладкое, как и другие хмельные напитки, содержащие сахар (мед, пиво) поэтому и заказанное французам церковное вино имело традиционный вкус – сладкий.

История Русского церковного вина берет свое начало в XVII веке. В первые годы распространения христианства на Руси церковное вино ввозилось из Греции священниками – греками, а затем для этой цели использовались итальянские вина. Стоглавый Собор 1551 года допускал употребление в монастырях только фряжского вина (фрягами русские летописцы называли итальянцев). В дальнейшем вино закупалось русской церковью на Моложской, Макарьевской и Новгородской ярмарках у иностранных купцов. И только в начале XVII века персидские купцы привезли в Астрахань закавказские виноградные лозы и передали их местному монаху для посадки вблизи монастыря. Урожай этих лоз дал первое церковное вино в России. В 1613 году повелением царя Михаила Федоровича монаху было поручено поставлять вино для церковного стола и в 1658 году воевода Ромадановский отправил в Москву 41 бочку церковного вина. Из царской грамоты от 17 января 1659 года на имя астраханских воевод князя Дмитрия Львова и Никифора Беклемешева известно, что казенным виноделием заведовал Паскаюнос Падавин, которому было приказано приготовлять исключительно церковное вино. Воеводы были обязаны следить за тем, чтобы отданные в обучение русские люди несколько «навыкли» в деле приготовления церковного вина и могли без мастера делать хорошее вино.

Произведенное вино поступало в соборы, монастыри и церкви только с ведения Святого Синода, который получил это право в 1733 году. В это время в качестве церковного вина использовались волошские и молдавские вина. Эти вина, производимые в винодельческих районах России были сухими. В остальных регионах применяли завозные заморские вина. Страны-производители выбирали для отправки вина крепленные, которые лучше переносили длительное морское транспортирование. В XVII-XIX веках такими были вина типа Кагор из Франции и Беникарло – из Испании.

К концу XIX века представление о церковном вине сложилось как о сладком, умеренно – крепком, интенсивно — красном и без примесей. Из русских церковных вин в наибольшей мере этим требованиям отвечали крымские вина. В Крыму инициатором производства такого вина проявил себя владелец знаменитых Гурзуфских садов Губонин. К этому времени десертные вина типа Кагор распространились по всей территории России, как церковные. Вместе с тем, церковью употребляются и красные сухие вина.

Церковное вино на основании решения Московского съезда виноградарей и виноделов от 1902 года «выделяется из всей массы вин, потребляемых в России, в совершенно отдельную группу, подлежащую ведению духовного ведомства и может быть церковно-богослужебным сладким и церковно-богослужебным сухим».

Большая потребность в церковном вине, которое расходовалось не только для нужд церкви, но и для свадебных торжеств, именин, поминок, а также и во время болезней, так как народ приписывал ему целебные свойства, приводила к его немыслимой фальсификации. Искусственные вина этого типа производились в Москве, Ростове, Одессе, Нижнем Новгороде из воды, черничного морса, хлебного спирта, свекловичного сахара, патоки, чернослива, а нередко с добавлением сахарина, анилинового красителя, салициловой кислоты. В то же время каноны Православной церкви предписывали, что «вино же не суть, и быть не могут вся соки от различных овощей и ягод источены, сие яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый и иные сим подобные…», «Кроме сего, оно не должно кисло, остро, не заплесневело, не загнило и чем-либо не мерзко было».

Митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон отмечает, что «хорошее церковное вино… очень и очень нужно, но только хорошее. Церковь причащает и больных и младенцев и умирающих и плохо, если вино будет некачественным, кислым, неприятным на вкус. Грех, соблазн и нарекания».

Случаи фальсификации как зарубежных, так и отечественных вин отмечают еще в XVII веке. Новоторговый устав 1667 года устанавливал необходимость соблюдения качества церковного вина «…церковного (вина) ввозить доброго, без подмесу, для церковных потреб…» Был издан даже ряд царских указов по поводу качества церковных вин и мерам по предотвращению их подделок. Указ от 1683 года давал право на беспошлинный ввоз вина из-за границы, а другой указ устанавливал рублевую пошлину. В обоих случаях особо определялось наказание за фальсификацию вина.

В результате многолетних обсуждений пришли к выводу, что лучшим вариантом борьбы с этим злом послужит обеспечение надлежащего контроля со стороны церкви, начиная с процесса переработки винограда и кончая розливом готового вина.

История церковного вина делается и в наше время. В агрофирме «Южная» на Тамани изготовлено вино Церковное, освященное патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, ставшее лауреатом многих международных конкурсов, получило признание и благословение вино Благодать. Вот что пишет создателям Благодати Митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон: «Уникальное церковное вино Благодать… полностью соответствует тем строгим требованиям, которые предъявляются к вину, используемому в Богослужении, тем более, в Таинстве Евхаристии… Изделие, названное Вами Благодать да освещается Благодатию Всесвятого Духа и да будет всем причащающимся от нея детям России во здравие души и тела».

Следует отметить, что понятия «Кагор» и «церковное вино» не являются синонимами. Церковное вино может быть представлено только Кагором или Беникарло, а также их смесью. Однако не каждый Кагор может использоваться в качестве церковного вина. Например, старый высококачественный Кагор, в окраске которого преобладают луковичные кирпичные тона, при трехкратном разбавлении водой не сможет отвечать по этому показателю требованию церковного вина.

Таким образом, Кагор, первоначально изготовленный как церковное вино в дальнейшем расширил свое значение, став основателем специальной группы вин. К Кагорам относят высокоэкстрактивные сладкие вина с интенсивной красной окраской, проявляющие во вкусе черносмородиновые, вишнево-терновые и другие специфические тона, обусловленные сортом винограда и технологией.