На протяжении нескольких лет в России идет разговор о том, чтобы придать профессии сомелье официальный государственный статус. О необходимости легализовать популярную и довольно распространенную на сегодняшний момент профессию говорят и сами сомелье, и рестораторы, и даже представители виноторговых компаний.
Впрочем, их совместные усилия так и не увенчались успехом, и графы сомелье в общероссийском реестре профессий все еще нет. Винный рынок, между тем, продолжает предлагать абсолютно новые для нашей страны специальности. Одной из них является кавист (от французского cave – погреб, подвал).
С уверенностью можно говорить о том, что вопрос о придании официального статуса этой профессии возникнет еще не скоро. Но если в случае с сомелье проблема заключается лишь в нерасторопности Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, то в случае с кавистами все обстоит несколько сложнее. Дело в том, что и сами представители алкогольного рынка до сих пор не вполне понимают суть новой профессии.
В профессиональных кругах все еще бытует скептическое отношение к термину кавист – вместо этого неологизма многие специалисты предпочитают использовать более привычные определения продавец-консультант или менеджер по продаже алкогольной продукции.
По сути, кавист действительно является продавцом-консультантом, однако следует помнить, что у него есть одно очень важное отличие – узкая специализация, а именно – торговля элитным алкоголем. Это обстоятельство предъявляет к кавистам гораздо более высокие требования – в том, что касается навыков общения и уровня специального образования.
Потребность в профессиональных консультантах, разбирающихся в вине, возникла в России с появлением первых винных бутиков. В отличие от обычных магазинов и супермаркетов, ориентированных на массового потребителя, винные бутики сделали упор на более искушенную аудиторию.
Ассортимент вин и крепкого алкоголя, который сегодня представлен в большинстве розничных сетей, стандартен и не отличается особым разнообразием – ведь основное внимание тут уделяется наиболее ходовым и известным позициям. В таких условиях главными критериями выбора для клиента супермаркета становятся цена и происхождение напитка, а роль продавца-консультанта сводится к минимуму – показать, где на полке находятся вина необходимого региона и соответствующей ценовой категории.
Совершенно иначе формируется ассортимент винных бутиков. Здесь на первый план выходит не «раскрученность» позиции и не ее цена, а более сложные качественные показатели, имеющие отношение к органолептическим качествам вина.
Ассортимент винных бутиков формируется подобно винным картам ресторанов, где важную роль играют не только стоимость и происхождение вина, но еще и такие факторы, как марка, год урожая, срок выдержки и имя производителя. Чтобы управиться со столь сложным и разнообразным ассортиментом, продавец-консультант должен разбираться в напитках ничуть не хуже настоящего сомелье. Этого требуют и клиенты винных бутиков – они, как правило, знают о винах не понаслышке.
Таким образом, чтобы стать кавистом, продавцу-консультанту для начала необходимо усвоить внушительный объем знаний о вине и обо всем, что с ним связано, и научиться свободно использовать эти знания на практике.
Известно, что основную часть клиентов винного бутика составляют обеспеченные, состоятельные люди. В бутик он приходят для того, чтобы выбрать вино, которое бы в полной мере удовлетворит их вкус, и его цена имеет для них второстепенное значение. В этом еще одно отличие кависта от продавца-консультанта – первоочередной задачей кависта является не продажа вина, а помощь в его выборе. В этом смысле кавист похож на сомелье – за время общения с клиентом он должен выяснить его предпочтения и подобрать наиболее подходящее вино.
Общение с клиентом – это неотъемлемая часть работы кависта. Если разговор клиента с продавцом-консультантом супермаркета традиционно ограничивается парой вопросов и простыми односложными ответами, беседа кависта со своим клиентом может длиться довольно долго. Это означает, что кавист должен уметь поддерживать беседу и вести ее на высоком профессиональном уровне. Используя свои знания и обаяние, он должен заинтересовать клиента и, может быть, даже вызвать к себе уважение – это станет залогом того, что клиент вернется в бутик еще раз.
Впрочем, за свои труды кавист получает достойное вознаграждение, едва ли не самое ценное в сфере розничной торговли – лояльность клиента. Кому-то это может показаться парадоксальным, но именно к кависту, а не в бутик, возвращаются клиенты, подобно тому, как клиентура формируется не у парикмахерской в целом, а у конкретного мастера. Нередки случаи, когда кавист переходит из одного бутика в другой, и вместе с ним переходят все его клиенты. Таким образом, будет ли бутик востребован, целиком и полностью зависит от кависта. Согласитесь, ни один продавец-консультант не может обладать таким влиянием.
Кавист является лицом винного бутика, его центральной фигурой, в то время как продавец-консультант супермаркета – это всего лишь обслуживающий персонал. Как нетрудно догадаться, зарплата кависта также не идет ни в какое сравнение с окладом среднестатистического консультанта. Подобная информация не разглашается, однако можно предположить, что зарплата кависта в бутике приблизительно равна зарплате сомелье хорошего ресторана.
Сегодня в России уже сформировался рынок кавистов, имена профессионалов известны, и между бутиками даже стала наблюдаться борьба за лучшие кадры. Спрос на представителей молодой профессии сейчас намного превышает предложение – и это в то время как специальность кависта ежегодно выбирают все больше выпускников специализированных школ сомелье. Следуя этой тенденции, почти все отечественные школы сомелье создали специальные курсы для подготовки сотрудников винных бутиков – кавистов.
Учитывая эти факторы, можно смело говорить о том, что в области поиска кадров у ресторанов появились серьезные конкуренты в лице винных бутиков.